- +


Друзья!!! Вы можете помочь школе! Расскажите о ней в вашем блоге, поставьте ссылку на школу в своей подписи на любимом форуме, разместите обучающие видео на своей странице в социальной сети... Любое распространение информации о школе "Музыкодел" пойдёт ей на пользу :) Спасибо!


Автор Тема: No3G - путь к гармонии и аранжировка.  (Прочитано 29473 раз)

Description:

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • Гость
  •   Для начала хочу выразить благодарность Борису Севастьянову за замечательные видео уроки и идею создания этого сайта, а так же всех остальных замечательных и позитивных людей которых этот форум собрал. Отличное место для музыкального самосовершенствования, обучения и обмену идей!
      Несколько неожиданно я сюда пришел. Обо всем по порядку:
      В музыкальном плане у меня нет никакого образования, всегда любил слушать музыку, а не играть и тем более сочинять. Лет 20 назад пробовал бренчать на акустической гитаре простые аккорды, барды мне не очень нравились поэтому вскоре забросил. Пару лет назад когда старший сын серьезно занялся электрогитарой, втянулся и я. Времени свободного у меня не так много, да и в 39 лет начинать заниматься музыкой сложновато - плохо входит специфическая музыкальная литература. Спасибо интернету и видео урокам - повторять как делают другие в любое свободное время оказалось для меня замечательным решением. Много я не достиг, но пару-тройку рифов и несколько технически сложных соло я разучил за это время. Сам я по сути технарь и абстрактные науки давались мне с детства не легко, решил развивать свое абстрактное мышление и подсознание в противовес развитому аналитическому мышлению. Случайно столкнулся с замечательными мастерами различных школ прямо или косвенно развивающие подсознание и интуициию: инфовидение, школа выживания, система Кадочникова, Русский стиль рукопашного боя, бесконтактный бой и тому подобное. В процессе заметил для себя, что все эти замечательные учения как и музыка получаются лучше всего в похожем измененном состоянии сознания. Решил провести эксперимент - сочинить в таком состоянии мелодию. Играть я на клавишных не умею, хотя клавиши для меня не совсем уж чужды, да и руки на гитаре вроде разработаны. Но для сочинения решил использовать именно Midi-клавиатуру.
      Просто включил Cubase на запись в измененном состоянии и начал наигрывать все что взбредет пальцам на MIDI клавишах. Наиграл мелодию, потом уже в редакторе Cubase вырвал из мусора тему, скомпоновал простенькую фактуру в гармонии аккордов левой руки. Получил вариант на которую захотелось сделать аранжировку, а я же неуч - с нотами, с размерами и гармонией разбирался инстинктивно. В общем нашел видео Бориса Севастьянова на rutracker.org (а потом и Вашу онлайн школу композиции и аранжировки). Решил двигаться по рекомендациям видео уроков - решил пересмотреть гармонию аккордов левой руки, мне показалось что я не верно передал гармонию судя по видео урокам школы, хотя на мой слух вроде ничего... При разборе собственной композиции испытываю трудности, даже тональность однозначно не могу оценить. По левой руке вроде ля-минор, а по мелодии правой руки композиция начинается и заканчивается тоникой до-мажора. В общем запутался я, от этого даже линию баса не получается отдельно построить. А хочется и гармонизировать получше, и аранжировку сделать на группу инструментов с гитарами, клавишами и ударной установкой.
     В общим с позиции школы нифига не получается как в видео. Прошу помощи, или точнее совета!
     Партитуру и mp3  прилагаю:

    Google Google

    Ruslan
    • Администратор
    • *****
    • Дата регистрации: Авг. 2011
    • Спасибо
    • -> Вы поблагодарили: 431
    • -> Вас поблагодарили: 185
    • Сообщений: 573
    • Пол: Мужской
    Приятная мелодия, но мне кажется с гармонией и голсоведением много недочётов.
    Тут как раз нужен более рациональный подход, перебор вариантов. Здесь в школе гармонии и голосоведению посвящено немало уроков, советую посмотреть :)

    Инструментал очень резко звучит, на простом пианино в сибелиусе на много приятнее слушать.

  • Гость
  • Приятная мелодия, но мне кажется с гармонией и голсоведением много недочётов.
    Именно поэтому я здесь. Понять что является недочетом.
    Тут как раз нужен более рациональный подход, перебор вариантов. Здесь в школе гармонии и голосоведению посвящено немало уроков, советую посмотреть :)
    Все пересмотрел перед тем как создавать эту тему. И не только пересмотрел...

    Сразу просто пытался проанализировать соответствие гармонии и мелодии. Опыта не много, возможно я ошибаюсь, но я сделал вывод, что мелодия в до-мажоре, а гармония в параллельном  ля-миноре. Может не совсем так, но в общем, не так, как надо в уроках школы.  :)
    Именно поэтому обратился сюда, чтобы более опытные специалисты по косточкам разобрали мой мотивчик (точнее по тактам).

    Есть и еще причина! В соответствии советов Бориса от простого к сложному, я решил написать новую гармонию на свою мелодию. Следуя этому, я делал гармонию и даже не одну, которые, в общем, вроде в нужной тональности, и вроде гармонируют по тактам, но в целом, в корне меняют суть композиции, обезличивая, как мне кажется, весь смысл.
    Любой другой вариант уничтожает мажорную грусть, а этого я как раз не хочу. В общем, как не крутил, то что пришло подсознательно сразу, оказывается всегда лучшим вариантом.
    А этот вариант как раз сложно аранжировать не разобрав все по косточкам, так как на мой взгляд выбивается из функциональной системы уроков. Или не выбивается в целом, я просто получаю не правильный анализ своего творения. Вот такой гвоздь держит дальнейшее развитие... Понимая занятость Бориса Севастьянова, может кто из более опытных учеников сможет вынуть этот "гвоздь", и разобрать композицию? Высказать свое видение имеющихся недочетов - конкретно указав такты, описать недочеты. Даже если это мнение будет ошибочно (ученики могут ошибаться), я буду благодарен его услышать. Это даст возможность мне или исправиться, или осознанно апеллировать.
    В общем опыт всем - и мне, и вам! 

    Ruslan
    • Администратор
    • *****
    • Дата регистрации: Авг. 2011
    • Спасибо
    • -> Вы поблагодарили: 431
    • -> Вас поблагодарили: 185
    • Сообщений: 573
    • Пол: Мужской
    Мелодия будет в той тональности в какой она будет гармонизирована. Тут подходит и до-мажор и ля-минор.

    Если разбирать первые 8 тактов, то  недостатки в гармонии следующие.
    Такты 3-4: опорная нота в мелодии тут "ре" (ми в 3-ем такте является задержанием к ре), а в гармонии звучит аккорд фа-мажор, в состве которого ноты "ре" нет. С натяжкой это можно трактовать как фа-мажор с секстой, но всё равно лучше бы здесь звучал другой аккорд.
    Дальше такты 5-6 гармонизированы уменьшённым трезвучием от си. Уменьшённое здесь плохо звучит, к тому-же из предидущего фа-мажора в басу получается некрасивый ход на тритон фа-си.

    Следовало бы подойти к гармонизации как показано в 9-ом уроке.
    1. Определяемся в какой тональности будем гармонизировать мелодию.
    2. В такте в мелодии находим опорные ноты - те которые выпадают на сильную или относительно сильную долю. (Ещё надо учесть возможные задержания).
    3. Находим трезвучия из тональности, в состав которых входят опорные ноты мелодии и пробуем их подставлять. На слух определяем какое подходит лучше.
    4. Переходим в следующий такт и проделываем пункты 2-3. Дополнительно проверяем сочетается ли аккорд с аккордом из предыдущего такта.

    Попробуй первые 8 тактов по такой схеме пройти и поправить, пока не думая о голосоведении, - должно получиться :)


  • Гость
  • Следовало бы подойти к гармонизации как показано в 9-ом уроке.
    В общем так и делал, с учетом и 9, и 14-17, практических примеров 18-20 и голосоведения 21-25.
    все вместе насколько возможно.
    Попробуй первые 8 тактов по такой схеме пройти и поправить, пока не думая о голосоведении, - должно получиться :)
    Более менее удачный вариант получился в до-мажоре как раз по 1-8 тактам (они же 17-24 такт).
    По остальной части, пока сложновато получается, вроде аккорды нужные - а не звучит.
    Самое интересное, что бывает звучат лучше аккорды, в которых нет нот мелодии в этом такте.
    Сам удивляюсь, оставил бы, но увы, задача другая - освоить основы композиции и аранжировки, довести данную композицию до завершенного состояния, в более менее совершенном виде  с точки зрения функциональной музыкальной системы.

    Ruslan
    • Администратор
    • *****
    • Дата регистрации: Авг. 2011
    • Спасибо
    • -> Вы поблагодарили: 431
    • -> Вас поблагодарили: 185
    • Сообщений: 573
    • Пол: Мужской
    Вот да, аккорды с нотами мелодии в большинстве тактов по отдельности сочетаются, но в целом последовательность аккордов получается не совсем удачной.
    В этой мелодии вполне можно обойтись без сомнительного уменьшённого трезвучия Bdim. В седьмом такте аккорд F фальшивит с подголоском "соль" в правой руке. Надо или подголосок убирать или скорее сам аккорд.
    Хорошо, что в сибелиусе подписаны функции. Можно видеть, что гармония сменятся часто, но функционально никуда не ведёт, в течении всей мелодии происходит топтание между функциями S и D - TSDDSDST.


    Дело в том, что сама мелодия уже подразумевает довольно ясные варианты гармонизации. Тут напрашивается более редкая смена аккордов, в основном по одному на два такта. Как раз в тактах 3-4 и 7-8 может получатся такая ситуация:
     
    Самое интересное, что бывает звучат лучше аккорды, в которых нет нот мелодии в этом такте.


    Это так называемые задержания, если объяснять упрощённо - мотивы в которых первая нота не входит в аккорд а находися рядом (на тон или пол-тона) с аккордовой. И эта нота потом плавно переводится в аккордовую.
    В случаях с задержаниями надо аккорд подбирать по последней ноте мотива, например на такты 3-4 ставить один аккорд в который входит нота "ре".


    Я бы советовал убрать подголоски из правой руки в нотах, оставить только верхний голос и опустить его на октаву, чтоб легче было следить за нотами мелодии.
    А в гармонии не смотреть на обращения, голосоведение, сосредоточится только на последовательности аккордов и подставлять возможные аккорды в основном обращении, как в ля-миноре так и в до-мажоре. По одному аккорду на два такта.
    Не использовать уменьшённое трезвучие. Необязательно первым аккордом ставить тоническое трезвучие.
    Сделай как можно больше вариантов гармонизации при этих условиях. Наверняка, просто путём перебора, среди них окажутся удачные последовательности их ты их сразу распознаешь на слух.

  • Гость
  • Сделай как можно больше вариантов гармонизации при этих условиях. Наверняка, просто путём перебора, среди них окажутся удачные последовательности их ты их сразу распознаешь на слух.

    Что то вариантов не получилось много. До-мажор исправил - но он мне не понравился. Более менее в ля-миноре вариант один получился первых 8 тактов. Вроде ничего не напортачил c гармонией. Заодно в инструментальном исполнении прикинул примерно как звучать будет :)

    Ruslan
    • Администратор
    • *****
    • Дата регистрации: Авг. 2011
    • Спасибо
    • -> Вы поблагодарили: 431
    • -> Вас поблагодарили: 185
    • Сообщений: 573
    • Пол: Мужской
    Странно, неужели так и неполучилось больше других вариантов.

    Этот, если не учитывать голосоведение а только аккорды, в первой половине с натяжкой ещё может быть. Но частая смена аккордов в концовке уже неудачно звучит. И там переход из Dm а F ослабляет развитие, так как S (IV) функционально сильнее ST (VI).

    Ну и опять же совсем необязательно такты 3-4 гармонизовать отдельными аккордами.

    Вобщем из набора аккордов до- мажора\ля-минороа - C Dm E(7) F G Am - расставляя их по одному на два такта можно получить несколько логичных вариантов. Например обычное T-S-D-T в ля-миноре тут уже вполне логично звучит (во вложении). Но можно получить и другие более интересныке варианты по тем же условиям.


  • Гость
  • Странно, неужели так и неполучилось больше других вариантов.
    Ну да... были варианты. Я просто на ходу отбраковывал согласно видео урокам.  :)
    Этот, если не учитывать голосоведение а только аккорды, в первой половине с натяжкой ещё может быть. Но частая смена аккордов в концовке уже неудачно звучит. И там переход из Dm а F ослабляет развитие, так как S (IV) функционально сильнее ST (VI).
    Про частую смену аккордов сам знаю, просто никак сильная доля 7 такта не попадала в аккордовый звук доминанты, а без доминанты к тонике переход как бы не логичный в коде  :P
    Ну и опять же совсем необязательно такты 3-4 гармонизовать отдельными аккордами.
    Опять же... В 3 такте относительно сильная доля Ми, а в 4 - Ре... как то не придумался аккорд где эти звуки оба аккордовые.  :-\
    Вобщем из набора аккордов до- мажора\ля-минороа - C Dm E(7) F G Am - расставляя их по одному на два такта можно получить несколько логичных вариантов. Например обычное T-S-D-T в ля-миноре тут уже вполне логично звучит (во вложении). Но можно получить и другие более интересныке варианты по тем же условиям.
    Ну мне тоже нравится твой вариант Am, Dm, E7-5,Am на слух, звучит нормально... особенно понравилось как ты классно E7-5 воткнул - он вполне доминантно звучит  :)
    Я как то не додумался обратить внимание на мажорный доминантный секстаккорд E7 в ля-миноре, да еще и обрубить аккордовый звук си для лучшего голосоведения, превратив аккорд в E7-5. Мое сознание так еще не мыслит. Классно - мне понравилось.
    Однако после твоего примера я еще в большем замешательстве...
    Ты уже говорил про задержание, я как то упустил это когда читал.
    Такты 3-4: опорная нота в мелодии тут "ре" (ми в 3-ем такте является задержанием к ре)
    Судя по всему и в тактах 7-8 та же история: опорная нота фа в 7 такте является задержанием ми в 8 такте.
    Из твоих действий я понял что приоритет задержания в сильных долях, а не аккордовые звуки, при назначении аккордов. Как то из видео уроков я этого не понял внятно. И самое главное не въезжаю как в мелодии практически определить какие звуки являются задержанными. Из видео урока почему то я сделал вывод, что задержание можно рассматривать в относительно сильной доле, а для сильных долей надо искать аккорд где бы это нота была бы аккордовой. Поэтому я и отметал варианты где это не так.
    Я пересмотрю конечно видео по поводу задержания, но по поводу приоритетов правил (что когда первым применять) четких рекомендаций, на сколько я помню, там нет.
    Ruslan, если ткнешь меня носом в какую-нибудь ссылку по этому поводу - буду благодарен. Наверно это уже обсуждалось где то на сайте, или еще где... Я плохо ориентируюсь пока на сайте, да и правильные поисковые запросы на эту тему не получаются - термины не все прижились еще у меня в мозгу наверно :)

  • Гость
  • Ruslan, решил твой вариант прослушать в аранжировке инструментальной, вообще замечательно выходит, искренне благодарю!  8)
    Придется вписывать тебя в соавторы, чтоб не считать себя плагиатором.  ;)
    8 тактов с троекратным повтором во вложении, мне понравилось!!!
    Результат хорошо стимулирует двигаться дальше. :)
    Попробую придерживаться ля-минора в гармонизации еще двух частей, потом наверно надо будет пересмотреть структуру всей композиции (вступления, переходы, коду и т.п.), привести так сказать в законченный вид, чтобы было на чем аранжировке учиться.  8)

    Ruslan
    • Администратор
    • *****
    • Дата регистрации: Авг. 2011
    • Спасибо
    • -> Вы поблагодарили: 431
    • -> Вас поблагодарили: 185
    • Сообщений: 573
    • Пол: Мужской
    Цитировать
    Опять же... В 3 такте относительно сильная доля Ми, а в 4 - Ре... как то не придумался аккорд где эти звуки оба аккордовые.
    Так я тебе два раза писал, что там можно трактовать как задержание. Тогда не надо придумывать отдельный аккорд для "ми", а только для "ре" :)

    Цитировать
    Из твоих действий я понял что приоритет задержания в сильных долях, а не аккордовые звуки, при назначении аккордов. Как то из видео уроков я этого не понял внятно. И самое главное не въезжаю как в мелодии практически определить какие звуки являются задержанными. Из видео урока почему то я сделал вывод, что задержание можно рассматривать в относительно сильной доле, а для сильных долей надо искать аккорд где бы это нота была бы аккордовой. Поэтому я и отметал варианты где это не так.

    Как распозновать задержания в негармонизированной мелодии строгих правил нет. Это скорее интуитивно из контекста чувствуется. Например в твоей мелодии ты сам можешь решить как преподнести этот момент, можешь подставить аккорд под каждую ноту и показать, что здесь ты задумал смену гармонни, а можешь ставить один аккорд и тогда получишь задержание.
    При задержании мелодия как-бы "промахивается" и именно на сильной доле заходит на полтона-тон выше (или ниже) аккордового звука, но потом плавно "исправляется" и приходит в аккордовый звук. И тогда аккорд надо подгонять не под сильную долю (на ней у нас неаккордовая задерживаемая нота) а под слабую или относительно сильную, как правило под последний звук мотива.

    Цитировать
    Ruslan, если ткнешь меня носом в какую-нибудь ссылку по этому поводу - буду благодарен. Наверно это уже обсуждалось где то на сайте, или еще где...
    Посмотри про задержания в уроке 25.

    Цитировать
    Судя по всему и в тактах 7-8 та же история: опорная нота фа в 7 такте является задержанием ми в 8 такте.
    Да, тут такое же задержание, только на других нотах.


    Цитировать
    Я как то не додумался обратить внимание на мажорный доминантный секстаккорд E7 в ля-миноре, да еще и обрубить аккордовый звук си для лучшего голосоведения, превратив аккорд в E7-5. Мое сознание так еще не мыслит. Классно - мне понравилось.
    Пропуск квинтового тона в септаккорде - обычная практика, я как-то не задумываясь так поствил. Кажется про это должно быть в уроке 22. Ну или в любом учебнике по гармонии можно найти главу об этом :)


    Цитировать
    Ruslan, решил твой вариант прослушать в аранжировке инструментальной, вообще замечательно выходит, искренне благодарю! 
    Придется вписывать тебя в соавторы, чтоб не считать себя плагиатором. 
    8 тактов с троекратным повтором во вложении, мне понравилось!!!
    Результат хорошо стимулирует двигаться дальше.
    Попробую придерживаться ля-минора в гармонизации еще двух частей, потом наверно надо будет пересмотреть структуру всей композиции (вступления, переходы, коду и т.п.), привести так сказать в законченный вид, чтобы было на чем аранжировке учиться.

    Авторство гармонии TSDT никому не пренадлежит :) Но ты не останавливайся на том варианте, что я тебе подкинул. TSDT довольно прямолинейный ход, хотя и вполне подходящий. Твою мелодию можно гармонизировать многими способами. Из тех 6 аккордов, что я тебе писал можно скомбинировать и более интересные варианты расставляя аккоды по той же схеме - по одному на два такта. Попробуй найти эти варианты - их есть ещё 3-4, которые (на мой вкус) звучат лучше TSDT в ля-миноре, и возможно тебе тоже понравятся больше :)


     

  • Гость
  • Попробуй найти эти варианты - их есть ещё 3-4, которые (на мой вкус) звучат лучше TSDT в ля-миноре, и возможно тебе тоже понравятся больше :)

    По-моему лучший вариант все равно tsDt в ля-миноре.

    Ruslan
    • Администратор
    • *****
    • Дата регистрации: Авг. 2011
    • Спасибо
    • -> Вы поблагодарили: 431
    • -> Вас поблагодарили: 185
    • Сообщений: 573
    • Пол: Мужской
    Попробуй найти эти варианты - их есть ещё 3-4, которые (на мой вкус) звучат лучше TSDT в ля-миноре, и возможно тебе тоже понравятся больше :)

    По-моему лучший вариант все равно tsDt в ля-миноре.

    Во втором варианте в первый такт лучше поствить Am вместо C. Получится кварто-квинтовая секвенция Am-Dm-G-C.
    Ну поищи ещё. На каждую пару тактов подходят где-то два аккорда из тех шести. Даже если без слуха перебирать все комбинации получается около 16 вариантов гармонизации - не так уж и много.
    Два варианта уже известны, это - Am-Dm-E7-Am и Am-Dm-G-C. Осталось перебрать 14 :), среди которых есть пара красивых - стоит поискать :)

  • Гость
  • Ну поищи ещё. На каждую пару тактов подходят где-то два аккорда из тех шести. Даже если без слуха перебирать все комбинации получается около 16 вариантов гармонизации - не так уж и много.
    Два варианта уже известны, это - Am-Dm-E7-Am и Am-Dm-G-C. Осталось перебрать 14 :), среди которых есть пара красивых - стоит поискать :)

    Перебирать утомительно  :)
    6 вариантов получилось из тех которые более менее...
    На мой вкус все равно Am-Dm-E7-Am самый гармоничный.
    Из оставшихся в до мажоре вроде не плохо звучит F-D-G-C.
    Пары красивых не нашел. ;)  Может проворонил... :)

    Ruslan
    • Администратор
    • *****
    • Дата регистрации: Авг. 2011
    • Спасибо
    • -> Вы поблагодарили: 431
    • -> Вас поблагодарили: 185
    • Сообщений: 573
    • Пол: Мужской
    Цитата: Андрей Савченко
    Из оставшихся в до мажоре вроде не плохо звучит F-D-G-C.
    В этом варианте поставь Dm вместо D.
    Аналогично замени и в следующем варианте.
    Это дело вкуса, мне эти варианты, которые начинаются с F, нарвятся больше.
    Но Am-Dm-E7-Am тоже неплох, выбирай :)
     
     

    Tags:
     

    * Ваши права в разделе

    • Вы не можете создавать новые темы.
    • Вы не можете отвечать в темах.
    • Вы не можете прикреплять вложения.
    • Вы не можете изменять свои сообщения.



    Похожие темы

      Тема / Автор Ответов Последний ответ
    11 Ответов
    6977 Просмотров
    Последний ответ 28 Августа 2012, 17:38:20
    от Арам
    22 Ответов
    8166 Просмотров
    Последний ответ 5 Мая 2013, 17:49:42
    от Андрей Савченко
    20 Ответов
    6219 Просмотров
    Последний ответ 12 Января 2013, 19:13:08
    от praleska
    6 Ответов
    8077 Просмотров
    Последний ответ 10 Февраля 2013, 21:43:51
    от Борис Севастьянов
    2 Ответов
    1997 Просмотров
    Последний ответ 8 Июля 2013, 19:04:48
    от Борис Севастьянов


    SimplePortal 2.3.2 © 2008-2010, SimplePortal