Купить видеокурс

А

Автентический

каданс с ходом от доминанты к тонике (оборот V-I). Более напряжённый (по сравнению с плагальным), т.к. включает вводный тон

Аккорд

сочетание 3х и более звуков. Чаще всего в основном виде аккорда звуки расположены по терциям.

Альтерация

это повышение или понижение ступени лада или аккорда на полтона. Допустим, мы взяли аккорд "фа-ля-до" в До-мажоре и понизили терцию этого аккорда. Получилась альтерированная субдоминанта "фа-ля-бемоль-до". Собственно, диез, бемоль и бекар поэтому и называются "знаками альтерации". Чаще всего альтерируются аккорды субдоминантовой группы (которые строятся на II, IV, VI ступенях). Если выражаться сложнее, то альтерация приводит к усилению тяготения той или иной неустойчивой ступени лада в ближайшую устойчивую. Например, в До-мажоре "ля" это VI ступень, тяготеет она в "соль" (V). Между ними целый тон. Понизив "ля" и получив "ля-бемоль" мы сократили расстояние между неустоем и устоем до полутона и обострили тяготение.

Аранжировка

допустим, у вас есть только мелодия и гармония. И всё это надо аранжировать, т.е. создать "одежду" для исходных мелодии и гармонии - разложить их между разными инструментами, придумав для каждого инструмента партию, возможно, добавить разные дополнительные голоса, добавить ритм... И вот песня зазвучала уже совершенно по-другому. Именно поэтому говорят, что написать музыку - это полдела, не менее важно - хорошо аранжировать! А ещё бывает, что нужна ре-аранжировка, т.е., к примеру, переложить пьесу, написанную для симфонического оркестра для игры духовым оркестром.

Арпеджио

разновидность фигурации. Если говорить просто - "хождение по звукам аккорда" в пределах одной (короткое арпеджио) или нескольких октав (длинное арпеджио).  Близко по смыслу - перебор на гитаре

В

Вводный тон

обычно VII ступень лада, отстоящая от I ступени на пол тона и остро тяготеющая в неё. Например, в тональности ля-минор это соль-диез. Входит в доминантсептаккорд. Также В.т. называют терцию любого аккорда, который приравнивается к доминанте (терция доминанты к доминанте, терция доминанты к субдоминанте и т.д.)

Д

Доминанта

одна из трёх основных функций (наряду с тоникой и субдоминантой). К доминанте относят аккорды, построенные на V и VII ступенях лада и аккорды эти неустойчивые. Обычно аккорды доминанты тяготеют разрешаются (переходят) в тонику (аккорд на I ступени лада).

Доминантсептаккорд

малый мажорный септаккорд V ступени. Никакой другой аккорд не называется доминантсептаккордом, даже если по строению это тоже малый мажорный септаккорд.

И

Имитация

в полифонии повторение мелодической фразы или нескольких фраз из одного голоса в другом голосе с опозданием. Например, есть два голоса. В 1м голосе в 1м такте прозвучала фраза "до-ми-соль". Во 2м такте 1й голос продолжается, однако тут же вступает 2й голос и повторяет фразу "до-ми-соль" из 1го такта. Второй голос имитирует первый голос. Имитация может быть точной и неточной (с изменениями ритма или мелодики). Точная имитация целой мелодии называется канон.

Инверсия

Способ преобразования мелодического материала. Зеркальное отображение. Например, ход на квинту вверх до-соль превращается в ход на квинту вниз до-фа, ход ля-си-до в ход ля-соль-фа. Так можно инвертировать целую мелодию.

Интервал

расстояние между двумя звуками. Первые 8 интервалов называются: прима (расстояние=0), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы бывают чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и увеличенными

К

Каданс

оборот в гармонии или мелодии, который завершает какое-либо построение (предложение, период). Цель каданса - создать устойчивость, прийти в тонику, завершить построение. В гармонии К. бывает автентический (оборот D-T) и плагальный (S-T); совершенный и несовершенный.

Комплиментарность

сочетание голосов или партий в музыкальном произведении, при котором голоса взаимно добавляют друг друга. 

Кульминация

момент наибольшего напряжения в мелодии, к.-л. части или целом произведении. Создаётся комплексом средств - мелодией, гармонией, динамикой, темпом. Часто приходится на самую высокую ноту в мелодии или самое громкое место в произведении. Но это совсем не обязательно, т.к. бывают К. разных видов. Типично, но не обязательно местонахождение К. в точке золотого сечения (третья четверть мелодии, части, произведения)

Л

Лад

некоторое количество звуков, которое имеет один общий центр притяжения - тонику, а все остальные звуки стремятся (тяготеют) к ней. Например - до-мажор - лад из 7 звуков с центром на ноте "до". Если проще, то обычно лад - это те самые до-мажор, ми-минор и т.д. Т.е. упрощая лад и тональность можно считать синонимами. 

М

Мелодия

некая осмысленная и завершённая последовательность звуков. Чаще всего мелодия предназначена для пения. Мелодия делится на предложения, предложения на фразы, а фразы на мотивы. Поэтому некорректно называть мелодию мотивом.

Модуляция

переход из одной тональности в другую без возвращения в первоначальную

Мотив

наименьшая структурная единица мелодии. Может состоять из одной или нескольких нот. Группируется вокруг сильной или относительно сильной доли. Один или несколько мотивов образуют фразу. Сродни слову в языке, на котором мы говорим - ещё не фраза, но уже и не один слог.

Мотивная работа

принцип сочинения, в котором используются всяческие модификации отдельных мотивов, фраз, ритмов (путём изменения интервальной структуры, ритма и т.д.). М.р. может распространяться на всю фактуру произведения, т.е., к примеру, звуки мотива из мелодии могут образовать аккорд, перемещаться в подголосок или бас и прочее. Суть - выжать максимум из существующего материала, раскрыть все его возможности. Т.о. композитор добивается единства в произведении. Понятие сродни "Экономии средств"

Н

Неаккордовый звук

в мелодии звук, не входящий в состав звучащего в сопровождении аккорда гармонии. Например, нота "фа" на фоне аккорда "до-ми-соль". Н.з. также может быть в составе аккорда, нарушая его терцовую структуру (например, аккорд "до-фа-соль" вместо "до-ми-соль"). Виды Н.з. - задержание, проходящий, вспомогательный, предъём

О

Органный пункт

в басу тянущийся или непрерывно повторяющийся звук (чаще на V или I ступени), на фоне которого в верхних голосах может происходить практически что угодно - любые мелодии и аккорды (часто диссонантные по отношению к басу). Бывает также в средних и верхних голосах, но тогда корректнее говорить "педаль" или "выдержанный звук" (это варианты названия О.п.). Иногда в народной музыке используется вид органного пункта "бурдонный бас" (в басу постоянно звучит интервал "квинта" или, говоря иначе, звук I и V ступеней одновременно). К инструментам, который играет с органным пунктом относится, к примеру, шотландская волынка или колёсная лира.

П

Пауза

остановка в мелодии, в целом произведении. Чередование звучащих нот и пауз создаёт "живость" мелодии. Паузы можно сравнить со вдохами во время течения человеческой речи. В нотной записи обозначаются специальными символами в зависимости от продолжительности.

Пентатоника

особый лад из пяти ступеней, в котором нет полутонов, только целые тоны и полуторатоны. Например - "до, ре, ми, соль, ля" или "ля, до, ре, ми, соль". П. может иметь 5 видов, в зависимости от того, с какой ступени начинать отсчёт.

Период

наименьший законченный элемент формы музыкального произведения. Состоит из одного или нескольких музыкальных предложений. Часто совпадает с одной завершённой мелодией. Сродни книжному абзацу.

Плагальный

каданс с ходом от субдоминанты к тонике (оборот IV-I). Более мягкий (по сравнению с автентическим), т.к. не включает вводный тон

Предложение

структурная единица мелодии. Состоит из мотивов и фраз. Сродни предложению в языке на котором мы говорим. Одно или несколько предложений (часто - два) образуют целую мелодию (т.н. период).

Р

Ракоход

мелодия, сыгранная задом наперёд, с конца до начала

Репетиция

не только процесс подготовки к выступлению, но и повтор одной ноты или аккорда два или более раз подряд. Например - ля-ля-ля, ми-ми-ми-ми...

Речитатив

разновидность мелодии, где главной целью является подражание живой человеческой речи. Обычно включает много репетиций, небольшой диапазон (как в разговорной речи), отсутствие ярковыраженной песенной мелодии с её повторами, чёткой структурой, чётким делением на фразы и т.д. В Р. всё может быть гораздо свободнее. В речитативной манере может быть написано как целое произведение, так и его часть, часть мелодии.

Ф

Фраза

это небольшая структурная единица мелодии. Состоит из одного или нескольких мотивов. Сродни фразе в языке, на котором мы говорим - ещё не предложение, но уже и не одно слово.

Подписаться на новости школы
Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Red Cyan Green Orange

Body

Background Color
Text Color

Background

Patterns for Layour Style: Boxed
Layout Style
Select menu
Шаблоны Joomla Joomla